Храм Архангела Михаила

 

Настоятель храма Протоиерей Николай Виноградов (1871 - 1938)

Священномученик  митрофорный протоиерей 

Николай Виноградов.

Николай Константинович Виноградов (1871-1938) родом из  потомственного духовенства  Московской епархии, на протяжении более 100 лет, прослуживших на одном приходе в церкви Архангела Михаила  села Архангельского Звенигородского уезда Московской губернии.

Расположенный в восточной части  известнейшей подмосковной усадьбы «Архангельское» каменный  Архангельский храм соорудил владелец вотчины боярин Яков Петрович Одоевский в 1667 году. Маленькая уютная церковь, перестроенная в первой четверти XIX века, имела престолы святого Архангела Михаила, святителя Николая Чудотворца и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Прадед о. Николая Виноградова Андрей Николаевич Виноградов происходил из дьячковской семьи, проживающей в Московской епархии. В 1832 году он закончил курс Московской Духовной Семинарии и в апреле 1833 года получил место диакона на пономарской вакансии по указу Святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского. Сама диаконская должность на пономарской вакансии была открыта в церкви Михаила Архангела в 1824 году. В семействе Андрея Николаевича и его жены Анны Яковлевны было 7 человек детей: четыре сына и три дочери. В том числе и сын Константин Андреевич, родившийся в 1846 году. Жизнь сельского диакона, а основные прихожане Архангельского храма были крестьяне окрестных деревень Захарково, Воронки, Лохино, Раздоры, была более чем скромной. От князей Юсуповых в пользу причта давалась продуктовая руга: рожь, овес, гречневая крупа, жито. Взамен помещик пользовался церковной пашенной землей и давал дрова на отопление деревянных причтовых построек. Интересно, что церковный дьячок Петр Михайлович Зерцалов, служивший в церкви Михаила Архангела с 1816 года, был двоюродным братом диакону Андрею Виноградову. Клировая ведомость о церкви за 1849 год кратко сообщает: «Диакон Андрей Николаевич Виноградов (...) читает и поет твердо, катехизис знает хорошо, ведет себя благопристойно». Все сыновья о. диакона обучались в духовных училищах и семинариях.  Так, его  сыновья Иван и Василий Андреевичи обучались в Высокопетровском училище, а затем в   Московской Духовной Семинарии. Этот же путь прошел Константин Андреевич Виноградов, ставший диаконом при церкви Михаила Архангела вместо своего отца в 1860 - 1870-е годы.

Николай Константинович Виноградов родился в селе Архангельском  Звенигородского уезда Московской губернии и  был крещен в Архангельской церкви  в марте 1871 года. Его детство и юность прошли в селе Архангельском и поэтому очень интересны недавно опубликованные воспоминания В.Н. Харузиной о проведенных в имении Юсуповых летних месяцев 1870 - 1879 гг., как раз в детские годы маленького Коли Виноградова. Вера Николаевна вспоминает:

 «...мы подходим к большой каменной арке - воротам, ведущим к церковному поселку. От этой арки, на которой висит икона Архангела Михаила и возвышается крест, как бы указывая что тут начинается священный предел, идет широкая прямая дорожка к воротам церковной ограды. Она окаймлена с обеих сторон широкими полосами газона, среди которого тут и там выросли мощные старые березы. И справа, и слева газоны ограничены широкой изгородью из подстриженной акации: справа за ней начинается лесистый шум оврага, слева за изгородью виднеются хорошенькие домики причта, окрашенные в охру, под зеленой крышей (...) не особенно высокая стена (ограды) каменная, окрашенная в белую и желтую краску, как бы защищает с этой стороны сельское кладбище и стоящую среди него небольшую старинную церковь, окрашенную в желтый цвет, с синими куполами и отдельно от нее возвышающуюся четырехгранную белую высокую колокольню гораздо более поздней постройки. В этой стене, против храма, проделаны с округлым  сводом ворота, а над ними висит икона Спасителя. По вечерам зажженная перед ней лампадка издалека мерцает благостным светом. Входим в священную ограду - и яркая, красивая картина поражает глаз. Мирно в лучах солнца(...) лежит кладбище, со своими незатейливыми памятниками саркофагами и деревянными крестами. И рассыпаны между могилками, и толпятся у колокольни, и сидят на обеих папертях церкви группы ярко разодетых крестьянских женщин и детей, пришедших большей частью из деревень Захарково и Воронки. Старушки в темных ситцевых юбках и безрукавках стоят всю обедню в церкви, истово крестясь и от времени до времени отвешивая поясные поклоны на все стороны. Но молодые бабы и девушки постоят немного, ревностно раскачивая стан в поясных поклонах, и выйдут на паперть подышать воздухом(...) Из церкви слышится жидкое пение немногочисленного деревенского хора (...)В маленькой трехпридельной церкви с окнами, забранными фигурной железной решеткой, с полами из небольших квадратных плит мягкого белого камня, местами обшитыми узорными железными плитами, жарко и душно. Народу полный храм. Канун уставлен многочисленными тоненькими свечами, - если которая - нибудь из них случайно покосится, грозя падением, из толпы молящихся тотчас выдвинется какая-нибудь старушка и поправит ее. Между колодками непременно каждое воскресенье стоят две-три чашки с кутьей, украшенной разноцветным мармеладом. Много свечек горит и перед большим образом святого Ильи-пророка, возносящегося на огненной колесницы. В главном приделе с иконостасом белым с позолотой, с выдающейся по исполнению картиной «Се человек» над царскими вратами - Христос в терновом венце стоит на мраморном полу лифостротона, Его два ангела готовы прикрыть багряницей - идет служение. Нигде, может быть, церковная служба не производила на меня такого впечатления задушевности. От всего сердца произносил возгласы молодой еще священник, с правильными чертами мягко очерченного лица - с него можно было бы писать лик Спасителя, с благообразием во всей осанке. Так же хорошо служит и диакон, внятно произнося священные слова. Но они представляют собой полный контраст. Батюшка - с быстрыми движениями, сангвиник и экспансивный - таковым мы знали его и в разговоре - вносит в служение горячее чувство бесхитростного сердца. До сих пор слышится мне, как он с горячей верой произносил: «Спаси от бед раби твои, Богородице» - в его передаче эти слова запечатлелись  впервые в моей памяти. И рядом с этим блондином священником, с бледным от сердечной болезни лицоам - черноволосый смуглый диакон, движущийся медленно, говорящий неторопливо, весь как бы собранный в себе. Он обречен злой чахоткой, глаза его лихорадочно блестят, и немогота чувствуется в его голосе, немного глухом. И жалость проникает в сердце, глядя на него». Эти описанные спустя много лет фигуры - настоятель церкви Михаила Архангела священник Александр Николаевич Тропаревский и диакон Константин Андреевич Виноградов. Отец Александр так же был из семьи потомственных священнослужителей. Его родитель, Николай Васильевич Тропаревский, служил настоятелем в усадебной церкви Юсуповых в селе Архангельском в 1850-е годы. После кончины о. Александра именно  молодой выпускник семинарии Николай Виноградов становится настоятелем церкви Михаила Архангела, но это будет позже. Начальное церковное образование Николай Виноградов получил в училище при Московском Синодальном хоре. Здесь он проучился четыре года и в 1888 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, а затем, не проучившись и месяца, перешел в Вифанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1894 году с аттестатом 2-го разряда. После окончания семинарии Николай Константинович Виноградов женился и 1 ноября 1894 года по указу митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) он производится во священника. к церкви Михаила Архангела села Архангельского 2-го благочиннического  округа Звенигородского уезда Московской епархии. С самого начала своего служения о. Николай проявил себя как деятельный пастырь. В 1897 году он награждается медалью за труды по первой всеобщей переписи населения. Епархиальное начальство в 1902 - 1906 гг. награждает его «за отлично усердное служение» набедренником и скуфьей, а в 1913 г. - камилавкой. С 1910 года о. Николай состоял членом благочиннического совета 2-го округа. В январе 1915 года он был назначен помощником  благочинного и в мае 1916 года награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. Настоятель заботился о внешнем и внутреннем благолепии храма Божия. При нем в церкви было сделано новое духовое отопление. В 1910 - 1912 гг. на время настоятельства о. Николая в усадьбе Архангельское на средства церковного старосты  князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон, по проекту архитектора Р.И. Клейна был построен храм - усыпальница Юсуповых. В приходе на средства Архангельской церкви содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодого поколения. Еще с декабря 1894 года он был назначен  законоучителем Архангельской четырехгодичной земской школы, здание которой было перестроено в 1912 году. Здесь обучалось крестьянских мальчиков и девочек более 100 человек. В 1914 году о. Николай Виноградов состоял законоучителем земской школы в деревне Гальево. В 1916 году семья священника состояла из 5 человек. Дочери, Екатерина и Лидия получили специальное образование и стали учительницами. Сын Михаил Николаевич Виноградов решил пойти по стопам отца и обучался в Московской Духовной Семинарии, которую закончил в 1917 году. Второй сын Виктор учился в Московском промышленном училище. Младший сын Николай, родившийся в 1908 году, обучался в архангельской земской школе. Матушка отца Николая тяжело болела с 1910  по 1911 гг. и с 24 июня 1911 года настоятель стал вдовцом. Семья священника занимала небольшой деревянный дом с принадлежностями. При церкви находилась одноэтажная каменная сторожка с сенями.

С  1906 года место псаломщика при храме Михаила Архангела в селе Архангельском получил выпускник духовной школы при Вифанской семинарии Федор Иванович Тарасов, с сентября 1908 года ставший диаконом. Его многодетная семья состояла из 6 детей, родившихся с 1905 по 1916 годы.

В 1916 году в приходе церкви Михаила Архангела состояли 227 дворов с населением более 1 200 человек.

Трагические годы русской революции 1917 года, узурпация власти большевиками и последующая гражданская война изменили неторопливый ход церковной жизни в Архангельском. На смену не очень религиозных князей Юсуповых (князь Феликс Юсупов-младший в своих мемуарах, написанных в эмиграции, ни словом не упомянул о церкви и пастырях родового Архангельского, хотя другие подробности жизни в подмосковной в тексте воспоминаний присутствуют) пришли совдепы. Архангельское национализировали, налаженное хозяйство разорялось.

По новому территориальному делению село Архангельское оказалось в Павловской волости Воскресенского уезда Московской губернии Воронковского сельсовета (январь 1921 г.). По январскому декрету 1918 года о. Николай перестал преподавать Закон Божий в земских, теперь советских, школах. Павловский волостной совет в лице уполномоченного Федора Орехова в марте 1919 года принял по описи имущество Архангельского храма. Община верующих во главе с настоятелем о. Николаем Виноградовым, диаконом Федором Ореховым и церковным старостой крестьянином Иваном Майоровым подписали договор с совдепом на бесплатное пользование храмом с богослужебными предметами. В марте 1922 года Помгол Воскресенского уезда принял постановление «О практическом проведении работы по изъятию церковных ценностей». 27 апреля очередь дошла до церкви Михаила Архангела. Член Комиссии Помгола Простаков докладывал, что «жалоб общины на неправильное изъятие не было». По просьбе верующих некоторые серебряные вещи были оставлены в храме,  которые верующие обязались заменить серебром частного обихода. Представителями церковной общины были священник Николай Виноградов, диакон Федор Тарасов и миряне Иван Майоров, Василий Фролов, Иван Скотников, Иван Панов. Из храма были конфискованы серебряные дарохранительница, напрестольные кресты, комплект богослужебных сосудов, украшения с Евангелия,  лампады, кадило, ризы и оклады с чтимых икон. Сохранилось ходатайство причта Архангельской церкви об оставлении в храме чтимых вещей. Два напрестольных серебряных креста, датированные 1784 и 1810 годами, были изъяты уполномоченным Главмузея, как музейные ценности. В списке налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в 1923-1924 годах упоминались жители села Архангельского священник Николай Виноградов (2 десятины земли) и многодетная семья диакона Федора Тарасова (2,5 десятины). В архиве сохранились документы Воронковского сельсовета Павловской волости 1928-1929 годов. В своем заседании от 23 ноября 1928 года сельизберком составил список из 9 человек, лишенных избирательных прав и в том числе на служителей культа Николая Виноградова (1871 г.р.) и Федора Тарасова (1881 г.р.). В списке также упомянуты жена диакона З.М. Тарасова и ее сын М.Ф. Тарасов. 

       В 1921 году 8/21 апреля о. Николай Виноградов указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона за усердную пастырскую службу получил сан протоиерея. Торжественное возведение произошло на архиерейской службе в храме святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском на Истре 18 мая 1921 года, которую проводил епископ Верейский Илларион (Троицкий). В трудные 1920-е годы Патриарший Синод награждал протоиерея Николая крестом с украшениями (1927 г.), палицею (1929 г.). С началом «безбожной» пятилетки в 1929 году храм в селе Архангельском власти закрыли, несмотря на протесты верующих  - простых крестьян близлежащих деревень. Для того, чтобы убрать протоиерея Николая его ложно обвинили в мошенничестве. Народный суд Воскресенского района в открытом заседании обвинил настоятеля Архангельской церкви в сокрытии церковных ценностей, не внесенных в опись церковно-ризничного имущества. С начала ареста и во время процесса о. Николай находился в заключении в Сокольническом исправдоме (Матросская тишина). Суд приговорил священника к 1 году и 6 месяцам лишения свободы с конфискации имущества В марте 1930 года обвиняемый подал кассационную жалобу и, доказав, что сокрытые ценности были его личными предметами, добился отмены приговора, освобождения из-под стражи и прекращения дела. Видимо, богослужение в церкви некоторое время продолжалось и в начале 1930-х годов: в 1931 о. Николай получил благословенную грамоту от Святейшего Синода, а в 1933 году, незадолго до нового ареста ко дню Святой Пасхи  его наградили митрой. В 1930-е годы церковь Михаила Архангела в селе Архангельском состояла в Истринском благочинии Красногорского района Московской области. Весной 1933 года о. Николай был арестован органами ОГПУ  и осужден Тройкой по обвинению в агитации против колхозного строя и развал колхозов к трем годам лишения свободы (ссылки). Свой срок пастырь, подобно многим тысячам священнослужителям и верным мирянам, отбывал в тяжелых условиях Восточного Казахстана. Здесь он стал инвалидом, получив правостороннюю паховую грыжу и сильнейший атеросклероз. В 1936 году, по прошествии трех лет, о. Николая по инвалидности освободили и выдали справку из Восточно-Казахстанского управления НКВД. Местом своего возвращения протоиерей Николай Виноградов избрал г. Волоколамск Московской области. Здесь жил его сын Виктор, работавший в районной МТС. Другие дети - Екатерина и Николай жили в Москве. О судьбе старшего сына - о. Михаила Николаевича Виноградова,  - ничего неизвестно. Приехав в Волоколамск, о. Николай поселился в Солдатской слободе. Здесь он прожил недолго, так как в начале 1937 года арестовали его сына Виктора Виноградова и сослали в Рыбинский Севлаг. Еще в 1936 году протоиерей Н.К. Виноградов, возвратившись из Казахстана, посетил Московское епархиальное управление, чтобы попытаться получить направление на священнослужение в одном из храмов Волоколамска. Им была представлена справка о служении в Архангельском приходе с 1894 по 1933 годы, подписанная благочинным Истринского и Новопетровского районов настоятелем церкви Святой Живоначальной Троицы в селе Троицкове на Истре протоиереем Александром Остроумовым (23 августа 1936 г.). В сентябре 1936 года о. Николай обращается с прошением к Викарию Московской  епархии, преосвященному Иоанну (Широкову) о возможности получить место священника при храмах Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище или кладбищенской церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске. Известно, что по просьбам верующих о Николай временно, без регистрации, служил в этих храмах. В период массовых репрессий духовенства и верующих в 1937 году он тайно служил по домам, о чем от агентуры было известно  Волоколамскому райотделу НКВД. 1 ноября 1937 года, когда большинство волоколамского духовенства уже прошли «адовы врата» расстрельных дел ежевского террора, протоиерей Николай Виноградов получил назначение на должность настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Тимошеве Волоколамского района, подписанное Викарием Московской епархии архиепископом Дмитровским  Сергием (Воскресенским). Однако о. Николай не рискнул отправится в деревню, а переехал на новое место жительства в пристанционный поселок «Волоколамск», где снимал комнату в частном доме по Первомайской улице, 52. Материально о. Николай полностью зависел от помощи, присылаемой дочерью из Москвы, а также от поддержки духовных чад Архангельского прихода. Некоторые требы он исправлял тайно в домах верующих, принимал у себя прихожан. Репрессии ужесточались, списки арестованных НКВД  пополнялись новыми фамилиями. Брали всех, кто раньше был арестован и осужден безбожной властью. 5 марта 1938 года органы волоколамской милиции по ордеру РО НКВД арестовали Николая Константиновича Виноградова. От успел отдать своей квартирной хозяйке записку о случившемся с адресом своей дочери в Москве:  Екатерина Николаевна Бакун, 3-й Неопалимовский переулок, 13 кв. 5. Милиционеры перехватили и конфисковали записку, превратив ее в вещдок фальсифицированного дела. Священника-инвалида бросили в Волоколамскую тюрьму и сразу же начались допросы. 7 марта о. Николая допрашивали дважды. Помощник уполномоченного уголовного розыска Волоколамского отдела милиции Белоусов путем фальсификации ложных свидетельских показаний (работники сельсовета, хозяйка квартиры) составил стандартное обвинение в контр-революционной  агитации. Обвиняемый виновным себя не признал. 

2 июня 1938 года Тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорила ВИНОГРАДОВА Николая Константиновича за контрреволюционную агитацию к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 27 июня 1938 года. Так, мученической кончиной, окончил свой земной путь о. Николай, прослуживший почти 40 лет на одном приходе в селе Архангельском, прошедший тюрьмы и лагеря сталинской эпохи, не сломленный, погребенный в безвестной могиле вместе с другими мучениками и страстотерпцами. В числе сонма мучеников и исповедников земли Российской протоиерей Николай Виноградов молится за нас перед престолом Божиим.

 

 

 

Автор-составитель Л.Р. Вайнтрауб

Искусствовед, старший научный сотрудник НИиПИ «Генплана Москвы»