«Стихотворения в прозе» Тургенева (1877 – 1882) традиционно рассматриваются как итоговый манифест мировоззренческих и творческих исканий писателя, его религиозно-философских интуиций, метро-ритмических экспериментов на стыке стиха и прозы.
Подробнее: Поэтика жеста в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева
Роман А.Сегеня «Поп» (2006) и снятый по нему одноименный фильм В.Хотиненко (2010) стали заметными и живо обсуждаемыми событиями в современной культуре. В 2015 г. автор романа был удостоен Патриаршей литературной премии «За значительный вклад в развитие русской литературы».
Подробнее: Образ пастыря в современной литературе (роман Александра Сегеня «Поп»)
Роман Алексея Иванова «Ненастье» (2015) [1] представляет объемное полотно русской жизни на рубеже столетий – от афганской войны, переломных 90-х гг. до конца первого десятилетия нового века. Сопряжение ритмов истории и частных судеб персонажей определяет образный мир и композицию романа и выдвигает категорию времени в качестве ведущей силы.
Подробнее: «Ненастье» Алексея Иванова как роман о современности
Роман «Дар» (1937) – итоговый для «русского» периода творчества В.Набокова – «переполнен современностью» [6, с.795], насыщен аллюзиями на контекст идейно-литературных взаимодействий в эмигрантских кругах 20-30-х гг. [2], [5], [6] и вместе с тем выводит на концептуальные обобщения о природе творческого процесса и сложных пересечениях приватной и публичной сфер эстетической деятельности. Уяснение антиномии приватности и публичности творчества сопряжено с магистральной для композиции романа «логикой движения от себя к другому» [4, с.652], с эволюцией Годунова-Чердынцева «от сборника стихов о детстве, через попытку написать биографию отца – к книге о Чернышевском» [4, с.652].
Подробнее: ПРИВАТНОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ В.НАБОКОВА «ДАР»
Повесть П.В.Санаева «Похороните меня за плинтусом» (1994) – примечательное явление в новейшей литературе, отчасти развивающее смысловую линию автобиографической трилогии М.Горького и обращенное к художественному исследованию детско-подросткового сознания, его внутренних закономерностей и связей со средой [1]. «Двойная» субъективность обусловлена в произведении совмещением взгляда второклассника Саши Савельева и позиции зрелого повествователя, исподволь комментирующего и дополняющего детские впечатления.