Храм Архангела Михаила

 

«Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова как роман-антиутопия

 тавро

Поздний роман Ч.Айтматова «Тавро Кассандры» (1996) явил опыт художественного осмысления итогов столетия в зеркале утопического и антиутопического сознания. Диагностирование духовных и социальных недугов современности, «антропологического кризиса… техногенной цивилизации» [2, с. 91] в контексте эсхатологических интуиций [5, с. 10, 17] продолжает магистральную линию предшествующего творчества писателя и на сюжетном уровне соотносится с «антиутопическим аспектом романа «Буранный полустанок», связанным с планетой Лесная грудь и бегством на нее космонавтов с орбитальной станции» [3, с. 39].

Подробнее: «Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова как роман-антиутопия

Религиозные интуиции в лирике Игоря Чиннова

Чиннов

Творчество Игоря Владимировича Чиннова (1909 – 1996) стало примечательным явлением в поэзии Русского зарубежья второй половины века. В новейших исследованиях описаны этапы творческого пути поэта, многие биографические обстоятельства, контуры образной системы его лирики в соотнесении с традициями Серебряного века, эстетикой «парижской ноты»… [ 4, 6, 7, 8, 9] Перспектива углубленного изучения поэтического мира Чиннова сопряжена, в частности, с осмыслением сквозных для его стихотворений разных лет религиозных интуиций, отражающих направления внутренних поисков лирического «я», трансформации авторской художественной манеры.

Подробнее: Религиозные интуиции в лирике Игоря Чиннова

Личность художника и тайна творчества в «Жизни Тургенева» Б.Зайцева

1493903760 70054

В литературно-критическом и публицистическом наследии Б.Зайцева «этюдам к жизнеописанию»[1] Тургенева, статьям о его произведениях принадлежит видное место. В эмиграции Зайцев «активно изучал документальную литературу о Тургеневе, пропуская все полученные факты сквозь призму уже сложившегося восприятия»[2], главным творческим результатом чего стала романизированная биография «Жизнь Тургенева» (1929 – 1931).

Подробнее: Личность художника и тайна творчества в «Жизни Тургенева» Б.Зайцева

Образы исповедников веры в романе О.Волкова «Погружение во тьму»

volkov

Олег Васильевич Волков (1900 – 1997) – потомственный дворянин, выпускник знаменитого Тенишевского училища в Петербурге, переводчик, историк, публицист, по ложным обвинениям больше четверти века проведший в лагерях на Соловецких островах, в Красноярском крае и реабилитированный в 1955 г.[1] К литературной деятельности Волков обратился еще во времена ссылок и арестов, а в 1977 – 1979 гг. им был создан автобиографический роман «Погружение во тьму», ставший примечательным явлением «лагерной» прозы ХХ в.[2] и отразивший трагические повороты жизни главного героя, его религиозные поиски и прозрения на фоне покалеченных репрессиями судеб современников. В многогеройном мире этого романа особое место занимают образы исповедников веры, служивших духовным ориентиром для автобиографического героя и одерживавших нравственную победу над лагерем.

Подробнее: Образы исповедников веры в романе О.Волкова «Погружение во тьму»

Политик в роли исследователя литературы (Л.Троцкий “Литература и революция”)

pic 2eed3fca6929d39400c05cccce4d99af

Книга Л.Троцкого «Литература и революция» (1923) складывалась из работ, создававшихся в 1907 – 1923 гг., и, несмотря на композиционную фрагментарность и избирательное освещение литературного материала, полно выразила марксистскую концепцию развития искусства и эстетические воззрения автора. Крайности марксистского социологизма, утилитарное восприятие литературы в качестве поля, на котором критик «упражнялся в доведении истин исторического материализма и принципов классового анализа явлений до сведения неразумных» [1, С.333], сочетаются у Троцкого с нетривиальностью многих эстетических наблюдений и оценок, осмыслением психологических аспектов творчества, связей художника с историческим временем, закономерностей развития языка искусства революционной поры.

Подробнее: Политик в роли исследователя литературы (Л.Троцкий “Литература и революция”)