Храм Архангела Михаила

 

Кризисное состояние мира в творчестве Л.Толстого рубежа ХIХ — ХХ вв.

Leo Tolstoy 610 420

Автор: Священник Илия Ничипоров

1880-е годы традиционно рассматриваются в качестве поворотного этапа в жизни и творческой деятельности Л.Толстого. В 1877 г. он завершает работу над «Анной Карениной» и задумывается над созданием исторического романа о времени царствования Николая I. Однако уже в 1879 г. эта работа приостанавливается, Толстой переживает разочарование в художественном творчестве и обращается к созданию религиозно-философских сочинений («Исповедь», «Соединение и перевод четырех Евангелий», «Исследование догматического богословия» и др.).  Радикальная переоценка ценностей и опыта прожитой жизни приведет художника к напряженному богоискательству и трагическому разрыву с Церковью.

Подробнее: Кризисное состояние мира в творчестве Л.Толстого рубежа ХIХ — ХХ вв.

Эволюция «человекобожеской» концепции в поэмах В.Маяковского

Маяковский

Религиозный аспект составляет существенную сторону художественной картины мира В.Маяковского. «Человекобожеская» концепция, разнообразно проявлявшаяся в искусстве и философии рубежа ХIХ – ХХ вв., получила у Маяковского оригинальное и яркое поэтическое воплощение. Особенно концентрированно это религиозное мироощущение выразилось в его поэмном творчестве 1910 – 1920-х гг., которое подчинено «общей конструкции сюжетной мысли», включающей «до-историю, революцию и выход в конечном итоге в за-историю, совершенный мир»[1]. Здесь выстраивается эволюция «от раннего обожествления титанического «я», затем масс, громад, человечества к фактическому культу пролетарского государства, партии и вождя»[2].

Подробнее: Эволюция «человекобожеской» концепции в поэмах В.Маяковского

Религиозное чувство как предмет художественного исследования в повести М.Горького «Исповедь»

DSCN0247

Доклад священника Илии Ничипорова во Владимирском государственном университете 17 октября 2013г.

Религиозные интуиции выступали важнейшей составляющей в мировоззренческих и эстетических исканиях М.Горького – особенно в творчестве дореволюционного времени. Повесть «Исповедь» (1908) тесно соотносится с его «богостроительскими» увлечениями каприйского периода, ознаменованными стремлением найти пути взаимодействия христианства и марксизма (А.В.Луначарский, В.А.Базаров и др.), обосновать, в духе «неохристианских» идей Серебряного века, особую религию «человекобожества».

Подробнее: Религиозное чувство как предмет художественного исследования в повести М.Горького «Исповедь»