Храм Архангела Михаила

 

Н.А.Некрасов в творческом сознании Серебряного века (Д.Мережковский, З.Гиппиус)

Для эстетического сознания Серебряного века было характерно по преимуществу отталкивание от Некрасова и «некрасовского» направления, которое ассоциировалось главным образом с «социологической» линией в литературе. В то же время уже в статье Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) отмечалось, что помимо причастности «журнальной сатире» Некрасов явил себя и как «идеалист», «мистик», «верующий в Божественный и страдальческий образ распятого Бога, самое чистое и священное воплощение духа народного», причем «за полемикой, утилитарным уродством, суетой и грязными петербургскими сумерками, в глубине души его не потухает тихий, всепримиряющий свет народного евангельского идеала»[1] . Диалог с художественным опытом Некрасова окажется значимым в сборнике А.Белого «Пепел» (1909)[2], в третьем томе лирики А.Блока, в творчестве ряда поэтов постсимволистского поколения 1910-х гг…

Подробнее: Н.А.Некрасов в творческом сознании Серебряного века (Д.Мережковский, З.Гиппиус)

Поэтика батальных картин в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба»

vasili grossman

Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» (1961) стал поворотным событием в эволюции военной прозы второй половины ХХ в., постепенно приближавшейся к художественному осмыслению войны в контексте трагических коллизий истории, в соотнесенности с проблемой бытия личности в условиях тоталитаризма. Занявший подобающее место в истории литературы, роман Гроссмана пока недостаточно осмыслен с точки зрения сложившихся здесь принципов художественной баталистики.

Подробнее: Поэтика батальных картин в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба»

Духовный выбор Князя Владимира и его воздействие на классическую и современную русскую культуру

Князь Владимир

Находясь на пороге великой даты – 1000-летия со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мы размышляем о сделанном им духовном и цивилизационном выборе, который на много столетий вперед определил и продолжает определять судьбу нашего Отечества и его многонациональной культуры.

Подробнее: Духовный выбор Князя Владимира и его воздействие на классическую и современную русскую культуру

Личность художника и тайна творчества в книге Б.Зайцева «Чехов»

430654

Наряду с беллетризованными жизнеописаниями Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), книга о Чехове («Чехов», 1954) представляет опыт духовной биографии художника, нацеленной на постижение взаимосвязей религиозных исканий и интуиций писателя с тайной творчества, с этапами его жизненного и литературного пути, эволюцией художественного мышления.

Подробнее: Личность художника и тайна творчества в книге Б.Зайцева «Чехов»

Смерть поэта как предмет творческих интуиций в произведениях М.Цветаевой

tsetaeva

Интуиции о природе творчества и личности творца являются сквозными в художественном мире М.Цветаевой. Миф о Поэте сопрягается здесь с автобиографическими мотивами, с раздумьями о судьбах поэтов прошлого и современности. Важнейшей и не вполне осмысленной гранью этого мифа в поэзии и прозе Цветаевой становится образное постижение смерти поэта как явления, в котором конкретно-исторические реалии обнаруживают в себе метафизическое измерение.

Подробнее: Смерть поэта как предмет творческих интуиций в произведениях М.Цветаевой