Храм Архангела Михаила

 

«Так полюбил я древние дороги…»: дорожные мотивы в лирике Н.Рубцова

rubcov

В воспоминаниях о Н.Рубцове нередко в разных вариациях звучали раздумья о внутреннем «странничестве», которое было присуще его творческой натуре: «Рубцов любил внезапность знакомств и расставания. Он возникал в местах, где его не ждали, и срывался с мест, где в нем нуждались. Вот эта противоречивость скитальческой души и носила его, вела по Руси»[1]. Скитальческие переживания художественно выразились в сквозных для его лирики образах путевого пространства, семантически многоплановых дорожных мотивах, создающих особый ракурс поэтического мировидения.

Подробнее: «Так полюбил я древние дороги…»: дорожные мотивы в лирике Н.Рубцова

Концепция литературной традиции в книге А.Белого «Мастерство Гоголя»

мастерство гоголя

Книга «Мастерство Гоголя» (1934) – итоговый труд в творческом наследии А.Белого, где выразилось художественное самосознание Серебряного века на пересечении символистской эстетики и влияния авангарда, формальной школы, социологизма 1920-х гг. Стержневым в исследовании Белого стало осмысление традиции как питательной почвы для индивидуальных художественных миров и языка как основной движущей силы литературного развития.

Подробнее: Концепция литературной традиции в книге А.Белого «Мастерство Гоголя»

Голоса эпохи в «Окаянных днях» И.Бунина

В творческой практике Серебряного века на фоне магистральной тенденции к лирическому преобразованию художественного мышления жанр дневника выдвигается в качестве одного из приоритетных. В 1911 г. А.Блок отмечал характерную для дневникового повествования диффузию субъективно-лирического мировидения и эпохальных обобщений: «Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше время – великое и что именно мы стоим в центре жизни, то есть в том месте, где сходятся все духовные нити, куда доходят все звуки» [2, 69].  У Бунина дневниковый элемент прорастал из опыта раннего поэтического творчества, из экспериментов в жанре лирико-философского рассказа [4], что выводило его к следующему обобщению: «Дневник – одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие» [5, 149].

Подробнее: Голоса эпохи в «Окаянных днях» И.Бунина

В.Г.Распутин как христианский писатель

В.Г. Распутин

 

Творчество В.Распутина, ориентированное на традиции реалистического искусства и вместе с тем тесно сопряженное с опытом «неклассической» прозы ХХ века, несло в себе мощное духовно-нравственное, христианское начало, возвращало современникам утерянные религиозные ориентиры личностного и народного существования – от ранней повести «Деньги для Марии» (1967), зрелых произведений 70 – 80-х гг. («Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар») до имеющих порой притчевое звучание рассказов рубежа столетий («Изба», «Нежданно-негаданно», «В ту же землю» и др.),  повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) и многочисленных публицистических работ.

Подробнее: В.Г.Распутин как христианский писатель

Н.А.Некрасов в творческом сознании Серебряного века (Д.Мережковский, З.Гиппиус)

Для эстетического сознания Серебряного века было характерно по преимуществу отталкивание от Некрасова и «некрасовского» направления, которое ассоциировалось главным образом с «социологической» линией в литературе. В то же время уже в статье Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) отмечалось, что помимо причастности «журнальной сатире» Некрасов явил себя и как «идеалист», «мистик», «верующий в Божественный и страдальческий образ распятого Бога, самое чистое и священное воплощение духа народного», причем «за полемикой, утилитарным уродством, суетой и грязными петербургскими сумерками, в глубине души его не потухает тихий, всепримиряющий свет народного евангельского идеала»[1] . Диалог с художественным опытом Некрасова окажется значимым в сборнике А.Белого «Пепел» (1909)[2], в третьем томе лирики А.Блока, в творчестве ряда поэтов постсимволистского поколения 1910-х гг…

Подробнее: Н.А.Некрасов в творческом сознании Серебряного века (Д.Мережковский, З.Гиппиус)