Храм Архангела Михаила

 

Политик в роли исследователя литературы (Л.Троцкий “Литература и революция”)

pic 2eed3fca6929d39400c05cccce4d99af

Книга Л.Троцкого «Литература и революция» (1923) складывалась из работ, создававшихся в 1907 – 1923 гг., и, несмотря на композиционную фрагментарность и избирательное освещение литературного материала, полно выразила марксистскую концепцию развития искусства и эстетические воззрения автора. Крайности марксистского социологизма, утилитарное восприятие литературы в качестве поля, на котором критик «упражнялся в доведении истин исторического материализма и принципов классового анализа явлений до сведения неразумных» [1, С.333], сочетаются у Троцкого с нетривиальностью многих эстетических наблюдений и оценок, осмыслением психологических аспектов творчества, связей художника с историческим временем, закономерностей развития языка искусства революционной поры.

Подробнее: Политик в роли исследователя литературы (Л.Троцкий “Литература и революция”)

Речь автора и голоса эпохи в «Солнце мертвых» И.Шмелева

hqdefault

Повесть И.С.Шмелева «Солнце мертвых» (1923) явила трагедийное полотно современности, запечатленное на пересечении авторского исповедального самовыражения и панорамного изображения эпохи, звучащей различными голосами. Поистине «тут целый погибающий мир вобран, и вместе со страданием животных, птиц. В полноте ощущаешь масштабы Революции, как она отразилась и в делах, и в душах»[1].

Подробнее: Речь автора и голоса эпохи в «Солнце мертвых» И.Шмелева

Современность и революция в публицистике А.Блока

image156797459

В многожанровой публицистике и литературно-критической прозе А.Блока современность постигается как духовно-нравственная, религиозная, социокультурная проблема. Его публицистические выступления, обзорные и проблемные статьи, литературно-критические очерки, рецензии явили симбиоз аналитического и образного, мистического мышления и через приближение к различным художественным мирам выводили к прозрению импульсов и болезней современного общественного и культурного сознания. Подобное диагностирование, постепенно находившее воплощение и в блоковском поэтическом опыте, в его публицистике активизировалось именно в периоды революционных потрясений – в 1905 – 1908 гг., а затем в 1918 – 1920 гг., ибо уже первая революция «обнажила для Блока дисгармоничную, катастрофическую природу бытия» [1, С.105].

Подробнее: Современность и революция в публицистике А.Блока

Эхо революционного взрыва в русской литературе начала ХХI в.: роман З.Прилепина «Санькя»

Санькя

В новейшей литературе роман Захара Прилепина «Санькя» (2006) явил примечательный опыт художественного исследования современного революционного движения и сознания его участников. Первые рецензенты поспешили увидеть в авторе произведения «нового Горького» [1] и полагали, что он создал прежде всего «роман идеологический», где «больше социальной агитации и полемики, нежели литературы», а в мировоззренческих метаниях центрального героя усмотрели «литературную проекцию социальных проблем современного общества» [4]. Не вполне осмысленными остаются пока проложенные Прилепиным пути художественного изучения развития революционной идеи и психологии ее носителей из среды радикально настроенной молодежи.

Подробнее: Эхо революционного взрыва в русской литературе начала ХХI в.: роман З.Прилепина «Санькя»

Аксиологические диапазоны в статьях С.Н.Булгакова о русской литературе

bulgakov1

Личность Сергея Николаевича Булгакова (1871 – 1944) – православного священника, мыслителя, богослова, общественного деятеля – была весьма многогранной [1]. Его литературная одаренность, чуткость к художественному слову проявились в многочисленных и разнообразных по тематике, жанру философских, публицистических, литературно-критических работах, а также в публичных лекциях, выступлениях, проповедях.

Подробнее: Аксиологические диапазоны в статьях С.Н.Булгакова о русской литературе